Rambler's Top100
Хостинг предоставлен Интернет Центром Самарского госуниверситета




Страница создана при поддержке Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса) - Россия

 

Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть
Глава 2. К какой ветви власти относится прокурорский надзор

_________________________________________________________________
15

2. К КАКОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ ОТНОСИТСЯ ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР?

 

Ответ на этот вопрос позволит лучше уяснить соотношение прокурорского надзора с судебной властью. Поскольку наши прокуроры всегда понимали свою задачу, как «строжайше сле­дить», «надзирать», быть чьим-то «оком», они все время как бы , искали хозяина, которому нужно исправно служить. Таким хо­зяином были, лицо или орган, реально обладающие высшей властью в стране.

Прокуроры единодушно отвергают свою принадлежность к судебной власти, считая недоразумением включение прокуратуры в главу Конституции о судебной власти (о чем уже говорилось).

Высказано мнение, что до принятия в 1993 г. Конституции РФ «прокуратура была своего рода контрольным органом законода­тельной власти», а в настоящее время «прокуратура должна стать важной опорой президентской власти»1.

В то же время позиция авторов цитируемой работы состоит в том, что прокуратура «является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти», и «способствует взаимо­действию ветвей власти»2.

В таком же духе высказываются и некоторые другие авторы.

С этим высказыванием не вполне согласуется другое: единст­во и централизация прокуратуры обеспечивается «подотчетно-

__________

1 Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А. А. М, 2000, с. 11.

2 Там же, с. 11.

 

16

 

стью только Совету Федерации и Президенту...»1. И далее: про­куратура выполняет свои задачи, «не являясь органом государст­венной власти»2.

И, наконец, существует позиция, высказанная, в частности, Советом судей РФ в постановлении от 16 декабря 1998 г.: «...Не­обходимо изменить роль и место прокуратуры в системе госу­дарственных институтов власти, возложив на нее единственную обязанность - уголовное преследование лиц, совершавших пре­ступления, под судебным контролем»3.

Попытаемся разобраться в этих высказываниях. Прокуратура никогда не была органом или придатком законодательной власти, в частности Верховного Совета СССР. Она не является и органом Совета Федерации, хотя он и назначает ее высших должностных лиц. В составе законодательных органов нет и не может быть ап­парата, который осуществлял бы надзор за законностью деятель­ности министерств, ведомств, должностных лиц. В соответствии с теорией разделения властей такого рода функции не могут быть возложены на законодательные органы. Что касается степени эф­фективности принимаемых парламентом законов, необходимости их отмены или изменения, то это — не надзорная, а аналитиче­ская работа, которая по поручению парламента и органов, обла­дающих правим законодательной инициативы, проводится; соот­ветствующими научными учреждениями.

Является ли прокуратура органом Президента РФ? На этот вопрос ответил сам Президент, заявивший, что он не вправе требовать от прокуратуры освобождения из-под стражи В. Гусинского (июнь 2000 г.). Президент РФ как гарант Законности, прав и свобод граждан реально может влиять на Прокуратуру, но правовые формы этого влияния законом не определены.

Утверждение, что прокуратура вообще не является органом государственной власти, ошибочно, так как осуществляемый ею надзор — это функция власти.

Итак, остается признать, что прокуратура в России настоль­ко самобытна и уникальна, что ее в нынешнем виде приходится признать самостоятельной (четвертой) ветвью государственной власти Но настораживает то, что в современных цивилизован­ных странах существуют только три ветви власти — законода­тельная, исполнительная и судебная, притом прокуратура явля­ется органом исполнительной власти и, по общему правилу, вхо­дит в Министерство юстиции.

__________

1 Комментарии и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре» / Под ред. Рохлина Ю. А. СПб., 1999.

2 Там же, с. 30.

3 Российская юстиция, 1999, № 4, с. 10.

   

17

 

Российская прокуратура не может быть отнесена к исполни­тельной ветви власти из-за того, что она выполняет функцию надзора за законностью деятельности министерств, ведомств, должностных лиц и т. д. Если лишить ее этой функции, то она вполне вписалась бы в ту модель, которую предложил Совет су­дей РФ, — уголовное преследование и обвинение перед судом. Пока это не сделано, прокуратура — никому не подконтрольный монстр, который способен с одинаковыми успехом как надзи­рать за исполнением законов, так и нарушать их.

Опросы глав и сотрудников администраций, контрольных ор­ганов, судей, сотрудников МВД, ФСБ, ФСНП, таможенных орга­нов и прокуратуры выявили следующее мнение о функциях про­куратуры: разновидность органа законодательной власти — 53,6%, орган исполнительной власти — 13,8%, орган президентской вла­сти — 20,3% опрошенных. В то же время 62,9% опрошенных вы­сказались против отнесения прокуратуры к традиционным ветвям власти1. Доверять такому исследованию вряд ли возможно (не из­вестно соотношение респондентов по их принадлежности к ве­домствам, исследование проведено заинтересованным орга­ном — прокуратурой). Одно лишь ясно: практические, да и науч­ные работники не имеют четкого представления о том, к какой ветви власти относится прокурорский надзор.



В раздел "Работы сотрудников кафедры"
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2004 Самарский Государственный Университет
© 2004 Поддержка: Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Web-мастер: Олег Анищик
Manufacturing site: